Противники развития возобновляемой энергетики (ВИЭ) часто ссылаются на ее дороговизну на фоне более дешевых традиционных сетевых энергоресурсов, забывая о том, что на 2/3 территории России централизованное энергоснабжение отсутствует.
Основным источником энергии удаленных населенных пунктов, месторождений полезных ископаемых, опорных пунктов Северного морского пути, метеорологических и военных объектов является дизель генерация.
Стоимость топлива в этих районах (свыше 75 тыс. рублей за тонну) высока даже по мировым меркам и связана с очень сложной логистикой. В результате себестоимость энергии в этих районах остается самой высокой не только в России, но и в мире, от 30 до 100 рублей за кВтч.
Длительность цикла доставки топлива, а для некоторых населенных пунктов он составляет более года, ставит под угрозу энергетическую безопасность. При этом оказывается отрицательное воздействие и на окружающую среду – ржавые бочки из-под дизтоплива стали печальным символом российского Севера.
Ситуация усугубляется крайне высоким уровнем износа оборудования и, как следствие, значительным удельным расходом топлива. На сегодня только муниципальных дизельных станций, снабжающих электроэнергией населенные пункты, около 900-та. Ежегодно они производят около 2,54 млрд кВт*ч в год и потребляют около 1 млн тонн топлива.
Лидирует по числу таких объектов Дальний Восток, особенно Республика Саха (Якутия), Камчатский и Чукотский край. За пределами ДФО значительным числом изолированных от сетевого энергоснабжения населенных пунктов обладают Архангельская область, Красноярский край, регионы Южной Сибири. Изолированные энергосистемы присутствуют также в республике Коми, Мурманской области, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-мансийском автономных округах, Томской области.
Для компенсации разницы между самой высокой в мире себестоимостью электроэнергии и низкой отпускной ценой для потребителей бюджеты разных уровней вынуждены субсидировать деятельность планово-убыточных местных энергетических компаний. Ежегодный объем дотаций только по муниципальным ДЭС составляет десятки млрд рублей в год.
Значительный объем расходов также направляется на эксплуатацию ведомственных генерирующих объектов. Беспрецедентный рост дизельной генерации идет в процессе разведки и разработки полезных ископаемых на Дальнем Востоке.
Что мешает развитию автономной возобновляемой энергетики
До последнего времени развитию возобновляемой энергетики в децентрализованных энергосистемах препятствовало отсутствие отработанной организационно-финансово-правовой схемы реализации проектов. Потребители энергии, произведенной на ДЭС, их операторы, региональные администрации, являются получателями федеральных субсидий для поддержки неэффективной генерации и поэтому не только не заинтересованы во внедрении технологий использования ВИЭ, но и не способны в привлечении финансирования даже для реализации точечных проектов.
Отсутствие механизмов привлечения финансирования действительно представляет значительную проблему. В российских финансовых структурах имеется дефицит специалистов по ВИЭ, отсутствует понимание критериев успешных проектов.
Для инвесторов ВИЭ в России существует проблема формирования пула наиболее привлекательных и наименее рисковых проектов. Для их же инициаторов, наоборот, существует проблема в привлечении финансирования, связанная с нежеланием крупных инвесторов и энергетических компаний реализовывать столь небольшие – в масштабах своего бизнеса – проекты.
Ситуация усугубляется слабой информированностью о возможностях и преимуществах использования ВИЭ, а также недоверием со стороны потенциальных потребителей к этим новым для России технологиям и отсутствием достаточного числа успешных пилотных инвестпроектов с доказанной привлекательностью бизнес модели и технологических решений.
С этим, например, связано отсутствие реализованных проектов ВИЭ силами крупнейших потребителей дизельной энергии в изолированных зонах – горнорудных компаний. Внедрение возобновляемой энергетики на месторождениях окупается не только за счет экономии топлива. Снижение операционных затрат приводит к росту объема коммерчески извлекаемых запасов и кратному увеличению капитализации всего актива.
Какие есть решения
Возможным инструментом решения указанных проблем является разработка региональных инвестиционных программ повышения эффективности локальной генерации в изолированных районах. Эти программы должны содержать технико-экономические обоснования разных технологий ВИЭ и использования местных видов топлива в каждой конкретной точке размещения ДЭС, интересы бюджетных организаций и потребителей энергии, синергетический эффект от внедрения ВИЭ.
Главным критерием отбора включения проектов в программу – снижение себестоимости энергии по сравнению с дизельгенерацией, капитальных расходов и субсидий со стороны государственного бюджета, а также способность их инициатора выступить в качестве инвестора и технического оператора, взяв на себя соответствующие риски на весь период эксплуатации объекта.
Принятие таких программ существенно облегчит привлечение финансирования и стратегических игроков, создающих вокруг себя консорциумы инжиниринговых и производственных компаний.
Появление же коммерчески и технически успешно реализованных примеров по замещению муниципальных ДЭС на ВИЭ незамедлительно приведет к масштабированию за счет спроса на аналогичные решения со стороны прочих владельцев дизельгенерации — частного бизнеса и государственных структур.
В следующей части данной аналитики читайте о самых перспективных видах ВИЭ для автономного энергоснабжения. Мы в «Нордик Экобизнес Центр» разрабатываем схемы внедрения возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для изолированных пунктов энергоснабжения, в т. ч. удаленных и арктических регионов. Контакты на сайте www.nordicecocentre.com.